Создание аналитических продуктов на базе накопленного пула больших данных — одно из ключевых направлений стратегии цифровой трансформации Х5 Retail Group. Большинство инициатив на основе больших данных ставят целью оптимизацию собственных бизнес-процессов компании: улучшение промо, планирование ассортимента, повышение эффективности ценообразования. Алгоритмы становятся элементом data-driven-культуры Х5, когда все решения принимаются на основе данных и продвинутой аналитики.
Но развивается и разработка цифровых сервисов на основе больших данных для внешнего рынка. В этом году был сделан серьезный шаг в этом направлении — выпущена платформа Dialog X5, которая объединяет аналитические продукты, предназначенные для поставщиков X5 Retail Group.
О возможностях Dialog X5, ее роли во взаимодействии ретейлера со своими партнерами, первых результатах и перспективах монетизации рассказывает Дмитрий Прусов, директор департамента продаж продуктов больших данных X5 Retail Group и номинант премии CDO Award 2021 .
— Как появилась идея создания платформы?
В конце прошлого года мы запустили аналитический портал, который позволяет поставщикам в режиме 24х7 оценивать различные показатели, влияющие на продажи их продукции. Востребованность этого решения подтолкнула нас к мысли объединить на одной цифровой площадке все сервисы X5 для поставщиков и партнеров, предоставив им удобный цифровой канал взаимодействия с торговыми сетями Х5.
Платформа Dialog X5, выпущенная осенью этого года, на данный момент состоит из четырех модулей, но в перспективе на нее мигрируют все решения, разработанные в X5 для поставщиков и партнеров. Пройдя один раз авторизацию, пользователь будет иметь доступ ко всем данным и аналитике, необходимым для решения его бизнес-задач. Фактически мы создаем удобное, многофункциональное рабочее место аналитика, аккаунт-менеджера и других ключевых специалистов компании-поставщика. Пользователи получают аналитические продукты с возможностью генерации отчетов с нужной степенью детализации для принятия управленческих решений и улучшения взаимодействия между торговой сетью и производителем.
— Что принципиально новое привносит Dialog X5 во взаимодействие ретейлера с поставщиками?
Это взаимодействие по максимуму переводится «в цифру». Платформа предоставляет единую точку доступа ко всему многообразию сервисов для существующих и будущих поставщиков X5. Если раньше нашим партнерам приходилось держать в голове, что разные бизнес-процессы привязаны к разным окнам, то сейчас мы предлагаем подобие МФЦ с единым окном для всех процессов взаимодействия с Х5 — от логистики до анализа потребительской корзины, сбора аналитики по сегментам для запуска своей новинки и т. д.
А для самой X5 платформа обеспечивает прозрачную модель взаимодействия с поставщиками, реализует единую систему контроля этого взаимодействия и упрощает внедрение новых инициатив. Мы разработали общие руководства и способы авторизации таким образом, чтобы любая бизнес-функция внутри компании могла при желании без проблем интегрировать свои задачи в Dialog X5.
— С какими данными работает платформа?
Это транзакционные данные, данные программ лояльности для построения гипотез изменения потребительских предпочтений и последующих выводов с точки зрения знаний о покупках клиента (customer insights), данные для логистического модуля относительно качества поставки и уровня сервиса. Платформа постепенно охватывает все больше и больше бизнес-сущностей.
Пока мы стараемся «выжать» максимум из внутренних данных компании и не замахиваемся на обогащение внешних. Но команда Dialog X5 открыта к конструктивному диалогу с потенциальными партнерами. Мы готовы рассматривать варианты взаимовыгодного сотрудничества с учетом требований и ограничений законодательства как с поставщиками товаров, так и с агентствами по рекламе и консалтингу, национальными и региональными ретейлерами, а также с зарубежными партнерами для формирования максимально эффективной и полной аналитики рынка.
Dialog X5 объединяет бизнес-сервисы, в основе которых разные по объему, степени детализации и сроку хранения данные. Для одних сервисов не требуются исторические аналитические данные, для других — нужны данные более длительного хранения для анализа изменений внутри категории от года к году, от месяца к месяцу. Например, в модуле Insights для понимания изменения продаж необходимы данные за достаточно долгий период (сейчас предоставляются сведения с 2017 года), и это требует от нас более существенных затрат на их правомерное хранение и обработку.
— Dialog X5 — новое направление бизнеса компании? Вы продаете поставщикам новый тип сервиса, верно? Каким образом платформа монетизируется?
Да, в настоящее время Dialog X5 объединяет платные аналитические модули, хотя мы уже начали процесс переноса на платформу и бесплатных цифровых инструментов для поставщиков.
Insights и Logistics — это аналитические сервисы, предоставляющие возможность строить аналитические отчеты по выбранным метрикам и категориям. Поставщик приобретает лицензию на софт, чтобы иметь доступ к этим данным и отчетам и искать те инсайты в покупательском поведении, миграции покупок клиента внутри категории, к конкурентам и пр., которые позволят ему улучшать бизнес-процессы, добиваясь повышения уровня сервиса.
Targeting — это рекламный сервис, который позволяет на основе обезличенных данных собирать сегменты для таргетированной цифровой рекламы. Сервис также решает важную задачу объединения онлайн- и офлайн-миров, предоставляя по завершении рекламной онлайн-кампании статистически значимые отчеты по метрикам, характеризующим продажи в офлайн-магазине: как реклама повлияла на реальные продажи, был ли рост категории либо продаж конкретного бренда. Этим сервисом пользуются в основном рекламные агентства крупных производителей, он позволяет оценить эффективность рекламных кампаний, запущенных на данных Х5, и стимулировать рост активности поставщика во взаимодействии с торговой сетью.
Сейчас мы работаем над построением единого цикла, интегрирующего аналитику Insights с запуском действий в модуле Targeting. Поставщик сможет проследить, что происходит с категорией с точки зрения продаж, и выделить интересующий его сегмент, а затем посмотреть, какие изменения в поведении категории произошли после рекламной кампании. Более того, дальше можно будет подключить модуль Logistics, чтобы понять причину проблем с продажами: дело в выкладке и стоимости товара и недостатках рекламы или его просто не довезли в конкретный магазин.
— Как долго платформа уже доступна поставщикам, сколько у нее клиентов?
Объединенную платформу мы запустили в сентябре, но с отдельными модулями поставщики работали и раньше. На данный момент клиентами платформы являются более 20 международных брендов, модуль Targeting используют более 50 рекламных агентств, подключения активно продолжаются.
— Какой это процент от общего количества поставщиков X5?
У X5 Group около 5 тыс. поставщиков, но не всем эти сервисы необходимы. Все зависит от масштаба бизнеса. В первую очередь в таких инструментах заинтересованы крупные международные компании, которые уже имеют практику работы с данными и понимают, какую ценность они могут извлечь из аналитики.
Мы рассчитываем, что к концу следующего года топ-100 поставщиков X5 станут пользователями платформы.
— Какие преимущества получает поставщик от использования платформы и в чем выгода для Х5?
Среди наших клиентов — такие компании, как PepsiCo, «Боржоми», Ferrero, «Балтика», и ряд других крупных поставщиков. Некоторые из них уже публично рассказали, каким образом решают свои бизнес-задачи с использованием инструментов платформы Dialog X5. Например, PepsiCo с помощью Dialog X5 сумела оценить эффективность активации в акции «Битва завтраков» — измерить ее инкрементальный вклад в развитие категории, определить метрики, которые способствовали росту продуктовых групп, участвующих в инициативе, выявить лучшие маркетинг-механики для дальнейшего применения в бизнесе. Сервисы Dialog X5 помогли компании «Боржоми» провести анализ динамики покупок групп потребителей и на его основе скорректировать позиционирование брендов, ассортиментные матрицы и промостратегию. Компания Nestle использует Dialog X5 для анализа промоактивностей в категории, оперативного принятия решения для исправления ситуации с доступностью товара на полке.
Использование Dialog X5 становится конкурентным преимуществом для поставщиков, поэтому не все они готовы открывать свои успешные кейсы, особенно сейчас, когда приходится жить и работать в условиях неопределенности. Dialog X5 позволяет быстрее реагировать на постоянные изменения. Вы не только анализируете бенчмарки и можете сопоставлять аналогичные периоды, но и практически в режиме реального времени понимаете, что происходит, какие факторы влияют на продажи, запуски новинок и т. д.
Для Х5 основные выгоды — это повышение прозрачности работы с партнерами, реализация важного направления цифровой трансформации (data-driven-подход в принятии решений), очередной прорыв в стремлении к технологическому лидерству, к системному позиционированию себя в качестве цифровой компании. Что касается преимуществ в операционной деятельности, то платформа обеспечивает эффективную модель взаимодействия ретейлера с поставщиками, поддерживая открытый диалог между ними.
— А насколько серьезной будет доля доходов от таких цифровых сервисов?
С точки зрения монетизации мы не останавливаемся на текущих сервисах. Прорабатываем новые, полезные рынку предложения на основе аналитики данных. Мы — за аналитические продукты, а не простую передачу сухих данных, которая кажется бессмысленной и неинтересной рынку. Наша цель — стать центром экспертизы по решению определенных бизнес-задач. И конечно, это направление бизнеса должно быть экономически оправданным.
Как новый цифровой бизнес мы показываем хорошие результаты: в этом году увеличили выручку по сравнению с предыдущим и планируем рост на следующий год. Наша команда зарекомендовала себя как успешный стартап внутри компании с эффективной бизнес-моделью.
— В заявке на премию вы отметили, что «прозрачность инструментов на основе данных позволяет поддерживать честную конкуренцию, формировать новую добросовестную практику на рынке». Поясните, каким образом это достигается с помощью платформы Dialog X5?
Идеальная картина мира, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы и торговая сеть, и производитель-поставщик работали с единым пулом данных и принимали решения исходя из понятных обеим сторонам факторов, чтобы добивались увеличения своей доходности, не руководствуясь домыслами, а за цифровым «столом переговоров» с единой точкой входа и прозрачными процессами на основе данных. Именно это обеспечивает платформа. Dialog X5 — не просто название платформы, а определяющая характеристика взаимодействия X5 со своими партнерами.
— Является ли Dialog X5 конкурентным преимуществом для самого ретейлера?
Безусловно. Платформа со столь широким набором различных инструментов — уникальный проект для российского рынка. Наши основные конкуренты тоже делают шаги в этом направлении, но подход, когда поставщик может решить множество своих задач по принципу единого окна, пока не имеет аналогов.
— Можно ли говорить о влиянии подобного решения на развитие отрасли розничной торговли в России?
Думаю, да. Почему платформу используют в первую очередь международные производители? У крупных мировых брендов стратегия завязана на данные, у них уже создан data-driven-бизнес. Они понимают значение аналитики для развития своей производственной цепочки, усиления своих позиций в продажах и т. д.
Но и среди российских компаний все больше тех, кто активно использует данные и видит, какую пользу можно извлечь из наших аналитических сервисов. И это, на мой взгляд, становится триггером для формирования индустриальной практики. Поставщик не ограничен только Х5, он работает и с другими сетями. И если он понимает, что с помощью цифровых решений, прозрачной аналитики может достичь большего эффекта для своего бизнеса, то будет стремиться расширять эту практику на других своих партнеров.
— Какие сложности были при создании платформы?
Основная сложность стоит перед нами сейчас — это масштабирование. Любой стартап подходит к тому этапу, когда нужно переосмыслять свое будущее развитие. На старте мы вдохновлялись опытом мировых разработчиков аналогичных решений, но перекладывали его на бизнес-задачи производителей в России. Постепенно в процессе развития платформы — появления нового функционала, новых типов отчетности, новых интерфейсов — расширялось наше представление о том, какой должна быть Dialog X5.
И сейчас мы достигли той стадии, когда продукт требует переосмысления. Мы получили продвинутый BI-инструмент, в котором, возможно, определенные функции нуждаются в унификации и упрощении, нам нужен поиск новых способов взаимодействия поставщика с аналитикой. Мы находимся в очень тесном контакте с нашими клиентами и постоянно собираем информацию о том, чего им не хватает, чтобы реализовать это в платформе.
Кроме того, существует необходимость технологического масштабирования. Перед нами стоят амбициозные задачи по оптимизации архитектуры данных с учетом роста количества пользователей и обеспечения безопасности данных, с одной стороны, и объемов данных, с другой. Строим планы на 2021 год по модернизации архитектуры, улучшению обработки данных и повышению скорости генерации отчетов, чтобы пользователи платформы получали максимально полезный результат за минимальное время.
— А какие планы по созданию новых сервисов для внешнего рынка?
Ряд продуктов уже находятся в стадии прототипирования и пилотов ad hoc, для того чтобы подтвердить гипотезу. Это кардинально новые решения с точки зрения как бизнеса, так и технологий. Надеемся, что сможем выпустить их на рынок в будущем году.
Dialog Х5 в деталях Dialog Х5, единая цифровая платформа для поставщиков, интегрирует аналитические инструменты на основе больших данных, тендерную площадку и логистический сервис. Сервис Insights предоставляет категорийную и покупательскую аналитику: тренды категории, взаимодействие с аудиторией, оценку результатов принятых решений. Пользователи могут самостоятельно выбирать параметры для анализа, работать с дашбордами, экспортировать результаты. Продукт обеспечивает информацию для принятия решений как по категории в целом, так и относительно сегмента покупателей, а также дает возможность оценивать продажи товаров конкурентов по идентичным параметрам в торговых сетях Х5. Сервис Targeting позволяет партнерам выбирать аудиторию для рекламных кампаний на основе анализа продаж с учетом территориальной принадлежности и бренда, а также частоты и периода покупок. Используя удобный веб-интерфейс, можно самостоятельно строить сегменты и передавать их в личный кабинет для запуска рекламной кампании. Сегменты считаются автоматически в течение 10 минут. Продукт дает возможность оценивать эффективность рекламных кампаний с точки зрения реальных продаж в торговой точке с помощью технологии online-to-offline. Сервис Logistics предназначен для обработки логистических данных от торговых сетей и предоставления аналитики, в том числе о заказах, продажах и планах. История представлена в виде детальной информации по заказу, что позволяет определять болевые точки и перспективы роста. В продукт интегрированы данные, которые позволяют оценить реальный уровень сервиса и текущее состояние по всей цепочке поставок. Площадка Tender позволяет получать информацию о предложениях и проводить еженедельные конкурсные закупки.
|
Под «капотом» Dialog Х5 В реализации платформы используются следующие технологии:
|