Вестник цифровой трансформации

«Мой экспорт»: одно окно для экспортеров
«Мой экспорт»: одно окно для экспортеров

Алексей Михайлик: «Мы поставили действительно амбициозную задачу: фундаментально изменить отношения экспортера с государством и всеми ведомствами в рамках предоставления госуслуг»


11:15 17.03.2022  |  Николай Смирнов | 982 просмотров



Алексей Михайлик, вице-президент по реализации проекта «Одно окно» Российского экспортного центра, — о платформе, предоставляющей российским экспортерам онлайн-доступ к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт.

Цифровая платформа «Мой экспорт» — платформа, которая предоставляет российским экспортерам онлайн-доступ из одной точки к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт. Ее задача — максимально упростить клиентский путь экспортера к внешним рынкам. За год работы платформы на ней зарегистрировались более 7,5 тыс. компаний. Сейчас экспортеры пользуются 27 сервисами, услуги которых можно получить в цифровом виде. О создании платформы «Мой экспорт» рассказывает Алексей Михайлик, вице-президент по реализации проекта «Одно окно» Российского экспортного центра и номинант на премию Data Award.

— Как родилась платформа «Мой экспорт», что стало причиной ее появления?

История создания цифровой платформы «Мой экспорт» началась в 2018 году, когда мы организовали крупное мероприятие с привлечением экспортеров со всех концов нашей страны. Было важно собрать обратную связь о том, в какой именно государственной поддержке нуждаются предприниматели при выходе на экспорт и с какими барьерами они сталкиваются. В «проектных мастерских» приняло участие свыше 2 тыс. компаний, реализующих свою продукцию на внешних рынках.

При обсуждении потребностей, существующих барьеров, рисков и возможностей экспортеры практически единогласно высказались о необходимости снижения административных барьеров и отказа от бумажных документов. Результатом этого обсуждения стало создание проекта «Одно окно», который сегодня реализован на цифровой платформе «Мой экспорт». Мы решили создать такой инструмент, который позволит компаниям в единой точке решить все свои задачи, связанные с экспортной деятельностью.

Следующим важным этапом создания платформы стало начало 2020 года, когда был пересмотрен вектор развития платформы. Теперь основной акцент был сделан на полной «цифровизации», то есть на ускорении процессов получения услуг на платформе за счет не просто устранения бумажных документов, а исключения их сканированных версий. Это позволило проекту получить новые возможности, существенно сократив сроки получения будущих услуг. Фактически в сжатые сроки мы «пересобрали» проект заново: пересмотрели все процессы, исключив сканы и человеческий фактор, и сфокусировались на цифровизации наиболее востребованных, ключевых сервисов по мерам господдержки. Например, к ним относятся компенсация затрат экспортеров при транспортировке продукции, которую предоставляют Минпромторг России и Минсельхоз России, а также компенсация затрат на участие в международных выставках.

На момент запуска платформы к ноябрю 2020 года нам удалось под «капотом» системы зашить коммуникацию и не видимый пользователю обмен данными между профильными министерствами и службами в сфере внешнеэкономической деятельности за счет системы межведомственного взаимодействия. Это позволило сервисам получать данные из первоисточника, сделав инструменты поддержки более эффективными и оперативными, исключив необходимость экспортера посещать те или иные ведомства лично. Таким образом мы сняли с экспортеров нагрузку по предоставлению документов и сведений, запустив механизм автоматического запроса данных у профильных инстанций.

— Вы сравниваете платформу «Мой экспорт» с госуслугами для экспортеров. Какие принципы вы закладывали в нее при создании? Это действительно экосистема?

Всем нам знакома платформа «Госуслуги», и это портал для физических лиц. Мы же создали цифровой вход к государственным и бизнес-услугам для бизнеса, а именно для экспортеров, то есть для предпринимателей, которые осуществляют экспортную деятельность или только планируют её начать. Таким образом, сравнение здесь основано на сходстве принципов построения самих процессов.

Мы поставили действительно амбициозную задачу: фундаментально изменить отношения экспортера с государством и всеми ведомствами в рамках предоставления госуслуг. То есть обеспечить бесшовный доступ ко всем сервисам и услугам, необходимым предпринимателям при выходе на экспорт, сделав этот процесс проще и доступнее.

Еще на этапе проектирования платформы мы исключили лишние шаги и дополнительные запросы документов. Сейчас в наших сервисах бумажных документов нет вообще. Мы также постарались минимизировать влияние человеческого фактора за счет алгоритмизации процессов принятия решений. Более 20 ведомств заняты предоставлением сведений, позволяющих цифровизировать эти процессы.

Сегодня «Мой экспорт» — это личный кабинет экспортёра, где можно получить необходимые знания в сфере ВЭД, выбрать оптимальный рынок сбыта, найти покупателя своей продукции за рубежом, даже по каналам электронной торговли, получить государственные и бизнес услуги, а также воспользоваться мерами государственной поддержке, в том числе с компенсацией своих затрат.

Чтобы сделать первые шаги для выхода на внешние рынки, можно пройти обучение на платформе, выбрав удобный для себя вариант: получить учебное пособие, подобрать онлайн-курсы или очные семинары. Экспортный акселератор – еще один помощник начинающих экспортеров, которого предлагает платформа. Это специальная программа, включающая комплекс образовательных, финансовых и нефинансовых мер поддержки, с помощью которой можно получить индивидуальный план развития экспортной деятельности.

Не менее важны предоставляемые нами сервисы аналитики. Это актуальная структурированная информация, полученная из международных баз данных и предоставленная экспортеру для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в мировой экономике. Сервисы позволяют, например, получить информацию о том, как устроен мировой рынок, какие товары в каких странах востребованы, какие есть барьеры – то есть все о нужном рынке вплоть до «холодных контактов» компаний, которые покупают ту или иную продукцию.

Для того чтобы это все организовать, мы подключились к международным базам данных. И это был отдельная проблема: как связать эти базы между собой? В мире нет единого идентификатора юридических лиц, такого как российский ИНН, по которому данные по компании можно связать в различных базах данных. Плюс разные языки и немаловажный нюанс, что в разных документах компании просто называются по-разному. Так что у нас получился, по сути, отдельный научно-исследовательский проект по структурированию баз и соединению их друг с другом. Сейчас экспортеры могут получить до восьми различных видов отчетов по странам, по типам продукции с подбором кодов внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Кроме того, на нашей платформе представлен доступ к мерам господдержки, например компенсации расходов на транспортировку или участие в выставках. Также здесь представлен набор бизнес-сервисов, которые позволяют найти новых партнеров, принять участие в бизнес-миссиях и в выставках за рубежом.

При этом наша задача – сделать сервисы еще более доступными из любого уголка страны, дополнив их услугами не только федеральных, но и региональных ведомств, а также услугами сторонних провайдеров, предоставив к ним удобный доступ.

В конце прошлого года мы запустили новый сервис «Профессионалы экспорта», который дает возможность экспортерам получить партнерские услуги, предоставляемые российскими и зарубежными подрядчиками. Платформа является удобным и простым инструментом получения услуг, предоставляя доступ к обширной базе проверенных исполнителей, подбор которых осуществляется автоматически, и клиентскую поддержку на всех этапах. Это некий аналог «Профи.ру» и YouDo, только для бизнеса. Впервые у предпринимателей, осуществляющих внешнеторговые операции, появился удобный сервис по подбору надежных и опытных контрагентов с четко прописанными стандартами оказания услуг и фиксированной стоимостью.

Таким образом, можно с уверенностью сказать: да, «Мой экспорт» — это целостная экосистема. Уже сейчас сервисы платформы охватывают потребности экспортеров на всем жизненном цикле, от стадии обучения экспортной деятельности и выбора рынка сбыта до отправки своей продукции за границу «под ключ» – все необходимое компания сможет найти на платформе.

— На каких технических решениях реализована платформа?

С точки зрения хранения и обработки данных нами реализована так называемая Modern Data Architecture, предполагающая наличие «озера данных» для хранения неструктурированных данных, а также хранилища структурированных данных, к которому можно просто и быстро обращаться, с возможностью горизонтального масштабирования.

В качестве основы для создания аналитической платформы мы одними из первых в России выбрали отечественные решения Arenadata. Дополнительно развернута среда разработки ML-моделей на Python, где дата-сайентисты решают ряд узкоспециализированных задач – например, реализуют алгоритмы, выявляющие потенциальных экспортеров среди российских компаний.

В результате команда «Одного окна» получила современную и отвечающую самым амбициозным вызовам аналитическую платформу, способную консолидировать, обрабатывать большое количество разнородной информации и делать наших потребителей данных немного счастливее.

— Какие из предоставляемых сервисов наиболее востребованы бизнесом?

Абсолютным лидером по востребованности среди сервисов платформы стала поддержка выставочной деятельности. Второй по популярности сервис – господдержка на транспортировку. Третьим сервисом по числу запросов стало оформление сертификата свободной продажи. Кроме того, в первую десятку самых популярных входят аналитические сервисы, а также недавно стартовавший сервис по подбору площадок электронной торговли.

— Пытаетесь ли как-то оценить реальные результаты своей работы? Что изменилось для экспортеров?

Для представителей бизнес-сообщества главный критерий всегда измеряется финансовыми показателями. Использование цифровой платформы «Мой экспорт» уже позволило многим компаниям существенно сократить сроки подачи документов при получение специальных мер поддержки, в некоторых случаях более чем в четыре раза. Кроме того, получение бесплатной аналитики, помощь в поиске потенциального покупателя, упрощение доступа к госуслугам экономит не только время, но и затраты. И такую обратную связь мы уже получаем от наших компаний.

Мы запустили сервисы и предоставили их экспортерам 26 ноября 2020 года, то есть почти полтора года назад. На сегодняшний день у нас зарегистрировано более 7,5 тыс. юридических лиц. Уже более 3,3 тыс. экспортеров успешно заказали ту или иную услугу через «Одно окно». Это, кстати, один из наших основных KPI — сколько экспортеров воспользовались нашими услугами, и, соответственно, насколько они востребованы.

Наша задача — максимально упростить клиентский путь экспортера на пути к внешним рынкам. При создании сервисов мы ориентируемся на «голос» пользователя. Для нас важно не просто сделать сервисы, которые позволяют сократить издержки и увеличить скорость предоставления услуг, мы ставим перед собой и другую цель – чтобы наши клиенты получали позитивные впечатления от использования сервисов. Для этого мы привлекаем предпринимателей на всех этапах создания цифрового продукта – от идеи до эксплуатации.

Но уже сейчас можно сказать – выход на внешние рынки через цифровую платформу «Мой экспорт» стал проще.

— Каковы планы по развитию платформы?

Нам еще предстоит сделать очень многое. Дело в том, что сама концепция одного окна для внешнеэкономической деятельности существует в мире достаточно давно, порядка 20 лет. Есть много интересных зарубежных примеров, но, как правило, количество сервисов в них очень ограничено. Это связано с тем, что институт экспорта там развит значительно больше, чем у нас. Обычно 10–15% от общего количества компаний в стране участвуют во внешнеэкономической деятельности, в некоторых странах до 20%. А в России эта доля менее 1%. Именно поэтому спектр услуг, который мы предоставляем активным и потенциальным экспортерам, значительно шире: мы хотим помочь им максимально раскрыть свой потенциал.

Если говорить о каких-то конкретных проектах, то в этом году мы планируем значительно расширить набор сервисов на платформе. В первую очередь мы оцифруем большее количество мер господдержки, кроме того, мы запустим получение ряда разрешительных документов, подключим региональные меры поддержки, оказываемые Центрами поддержки экспорта на местах. Также на платформе появятся банковские сервисы.

И, конечно, большое расширение ждет сервис «Профессионалы экспорта». Если в прошлом году мы стартовали с четырьмя наиболее востребованными направлениями партнерских услуг (логистические и юридические услуги, размещение на электронных торговых площадках и поиск иностранных покупателей), то в ближайшие год-полтора здесь окажутся еще пять направлений, в каждом из которых будет несколько услуг. То есть сотни поставщиков услуг по каждому из направлений.

Мы хотим, чтобы наши сервисы были полезны для всех экспортеров, всех сегментов, которые на сегодняшний день присутствуют на рынке, чтобы каждый четвертый экспортер воспользовался сервисами на нашей платформе.

 

 

Теги: Data Award