Подобно мобильным устройствам и облачным сервисам, блокчейн, впервые реализованный в исходном коде биткойнов в 2009 году, обещает серьезно изменить бизнес, причем речь идет не только о финансовой сфере.
«Блокчейн позволяет переводить через Интернет деньги и другие ценности, но это еще не все: он дает возможность устанавливать доверительные отношения в цифровом мире, – объясняет Ангус Чемпион-де-Креспиньи, руководитель по стратегии в области блокчейна и распределенной инфраструктуры в отделении финансовых услуг Ernst & Young. – Как получить гарантию, что нечто является оригинальной копией какой-то информации в Интернете? До появления блокчейна такое было невозможно. А теперь, если вы хотите доказать, что нечто произошло в цифровом мире, более надежного способа нет. Как только информацию занесли в распределенную базу, ее уже нельзя будет поменять задним числом. Когда появляется подобная революционная технология, недостаточно просто прикинуть, каким образом она могла бы повысить эффективность вашего бизнеса, лучше подумать о том, отвечает ли вообще нынешняя структура вашего бизнеса требованиям нового мира».
История повторяется?
В эпоху Возрождения в Италию с востока пришли арабские цифры, и многие торговцы начали вести бухгалтерию по принципу двойной записи, которая изменила основы тогдашнего бизнеса. Благодаря новой системе владельцы лавок смогли вести учет, сверяя записи о приходе и расходе в гроссбухах. Система двойной записи применяется и по сей день.
В некоторых отношениях блокчейн – современная, радикально усовершенствованная форма цифровой бухгалтерии с двойной записью. Дон и Алекс Тапскотты, авторы книги «Революция блокчейна: как технология, положенная в основу биткойна, меняет деньги, бизнес и мир», говорят, что блокчейн – это часть «Интернета второго поколения, способная преобразовать финансы, бизнес, власть и общество».
В статье в Time они пишут: «Блокчейн – это первое естественное цифровое средство обмена ценностями по одноранговому принципу. Протокол блокчейна работает по определенным правилам, с использованием глобально распределенных вычислений и сильного шифрования, благодаря этому обеспечивается целостность данных, пересылаемых между миллиардами устройств без участия доверенной третьей стороны. Доверие “жестко закодировано” в самой платформе. Поэтому мы называем блокчейн “протоколом доверия”. Он одновременно выполняет роль лицевого счета, базы данных, нотариуса, охранной системы и расчетной палаты – все по общему согласию».
Что такое блокчейн
По сути, блокчейн – это распределенная база данных, или «сервер отметок времени», как его назвал разработчик – загадочный Сатоши Накамото в исходном научном докладе. Каждый блок в цепочке содержит набор транзакций с отметкой времени совершения и хеш предыдущего блока, выполняющий роль связующего звена. Благодаря тому, что каждая отметка времени связана с предыдущей с помощью хеша, образуется цепь. Перед созданием очередного блока каждая новая транзакция должна быть аутентифицирована распределенной сетью компьютеров, формирующих блокчейн.
«Консенсус в распределенной системе достигается за счет того, что участники взаимно проверяют работу друг друга и ставят “штамп одобрения”, разрешая транзакции и другие действия», – поясняет Чемпион-де-Креспиньи.
В блокчейне также предусмотрена технология «умных контрактов» – фрагментов исполняемого кода, которые срабатывают при выполнении определенных условий внутри блокчейна. Такой механизм позволяет автоматизировать, например, перевод платежа по выполнении некоторого задания либо отправку частичного платежа по достижении той или иной стадии работы.
Обеспечивая возможность автоматически регистрировать и заверять транзакции в одноранговой сети, блокчейн, как считают в Ernst & Young, способен упростить и ускорить бизнес-процессы, усилить безопасность и снизить потребность в доверенных посредниках (или удостоверяющих центрах) во многих отраслях.
Но, разумеется, есть и определенные трудности, в том числе технические, а также обусловленные отношением общества к биткойну, налогообложением и регулированием, не говоря уже о сопротивлении самих посреднических организаций, чьи услуги могут больше не понадобиться. Тем не менее, по словам Чемпиона-де-Креспиньи, если занять выжидательную позицию, то можно оказаться в положении тех звукозаписывающих компаний, в которых, вместо того чтобы переходить на цифровые продажи, раздумывали, как бы задействовать Интернет для увеличения продаж компакт-дисков.
Волна технической инновации будет настолько мощной, что изменит многие бизнес-модели, уверены в Ernst & Young.
В компании приводят в пример ряд ранних экспериментов с внедрением распределенного реестра. В администрации одного из районов Нью-Йорка создали приватный блокчейн-проект, который помогает домовладельцам без участия коммунальных служб делиться солнечной энергией, сгенерированной панелями на крышах. Есть и другие пилотные проекты: например, стиральные машины с подключением к Интернету вещей, которые сами заказывают моющие средства, когда те заканчиваются, и автономные сельскохозяйственные датчики, управляющие орошением полей.
Если имеющиеся проблемы удастся преодолеть, то, как полагают эксперты, внедрение блокчейна пойдет стремительными темпами и вызовет серьезные потрясения. В частности, если подтвердится, что блокчейн действительно позволяет снизить издержки при осуществлении финансовых транзакций и повысить их защищенность, то компании из финансовой сферы вполне могут взять распределенные реестры на вооружение вместо нынешних технологий обработки транзакций. При этом традиционные разработчики ПО и поставщики услуг, не подготовившиеся к новшествам, могут остаться не у дел, и это будет еще не самая серьезная перемена.
«Что, на мой взгляд, самое примечательное, так это идея превращения ценности в еще одну форму данных, а также возможность перехода финансов и платежей из вертикальной плоскости конкретной отрасли в горизонтальную – охватывающую много отраслей», – добавляет Чемпион-де-Креспиньи.
Блокчейн также обещает стать удобным механизмом распределения вычислительных нагрузок. Эта его способность повлияет на провайдеров инфраструктуры и других облачных сервисов. Кроме того, распределенный реестр способен изменить ситуацию в сфере информационной безопасности в части аутентификации и стать доверенной основой всех межмашиных взаимодействий в Интернете вещей.
«Это не тот случай, когда можно просто возложить выполнение каких-то имеющихся задач на новую технологию, – подчеркивает Чемпион-де-Креспиньи. – Нужно понимать, что она собой представляет концептуально и какое влияние способна оказать на ваш бизнес. Нужно быть готовыми к тому, что нынешние бизнес-модели и процессы придется изменить. Следует задаться вопросом: может быть, вы пользуетесь ими просто потому, что привыкли, тогда как теперь есть возможность что-то радикально изменить к лучшему?»
Оплата по факту потребления становится нормой
Эпоха облаков уже заставила многие компании перейти от схем назначения расценок за товарные единицы к моделям, основанным на потреблении, и, по-видимому, эта тенденция будет расти благодаря Интернету вещей. Блокчейн способен ускорить такой переход, уверен Грег Кудаи, руководитель направления телекоммуникаций, СМИ и технологий Ernst & Young: «Переход на расценки, зависящие от потребления, определенно изменит бизнес-процессы. В конечном счете, возможно, даже производители микросхем перестанут брать плату за каждый чип и начнут выставлять счета заказчикам в зависимости от того, как часто и в каком объеме используются процессорные мощности».
Блокчейн также сулит перспективу полностью перевернуть бухгалтерский учет и принципы контроля за соблюдением нормативных требований, снизить затраты на выполнение налоговых обязательств, сократить или даже исключить уклонение от налогов и открыть более полную информацию о компаниях.
«Сегодня составление баланса и уплата налогов осуществляются задним числом, – отмечает Ченнинг Флинн, руководитель сектора технологического консалтинга в сфере налогообложения Ernst & Young. – А блокчейн может решать те же задачи в режиме реального времени, открыто и прозрачно».
В компании перечислили еще ряд возможных сценариев применения блокчейна.
«Встроенная» медицина. Вся информационная экосистема здравоохранения может существовать в форме блокчейна, соединяющего страховщиков, поставщиков услуг и пациентов.
Предотвращение нарушений авторских прав на цифровые товары. Все манипуляции, например с музыкальной композицией, можно записывать в общедоступный блокчейн. Исполнители могут публиковать музыку в основанной на блокчейне экосистеме, контролируя целостность данных и условия их использования. При этом авторские отчисления будут распределяться с помощью умных контрактов.
Новые кредитные рынки. В Ernst & Young отмечают, что из-за транзакционных издержек существуют нижние ограничения на размер залога при получении ссуды. Благодаря блокчейну, который значительно сокращает транзакционные издержки, можно было бы давать ссуды под менее ценный залог.
Оплата в зависимости от результата. В рамках систем на основе блокчейна можно было бы с помощью умных контрактов автоматически приводить в исполнение соглашения об оплате за результат. Блокчейн способен вернуть времена, когда пиццу, доставляемую дольше, чем в течение получаса, отдавали бесплатно; можно было бы даже рассчитывать стоимость по скользящей шкале.
Государственный контроль уплаты налогов. В мире, где цифровые транзакции раз и навсегда регистрируются в режиме реального времени, незаконные операции становится крайне трудно скрывать.
«Отраслевые коллажи». Благодаря блокчейну может появиться практика заключения краткосрочных партнерских договоров нового типа. В Ernst & Young называют их «отраслевыми коллажами» и описывают как альянсы, в которых одна или более сторон для извлечения дохода пользуются активами или возможностями другой стороны, не влияя на использование тех же активов владельцем для своих нужд.
Промышленный интернет вещей. В Ernst & Young считают, что технология блокчейна поможет компаниям рациональнее использовать дорогостоящие промышленные активы путем соединения многочисленных элементов, от грузовых контейнеров до аппаратов МРТ и строительной техники, с работающими в реальном времени цифровыми торговыми площадками, которые позволят предприятиям покупать и продавать время простоя.
«Пришло время всесторонне продумать, как эффективно преобразить свой бизнес, прежде чем другие оставят вас без него, – заключает Чемпион-де-Креспиньи. – Компаниям нужно понять, какие преимущества дает блокчейн, оценить риски и спланировать изменения, которые дадут возможность занять выгодное положение на обновленных рынках».
– Thor Olavsrud. How blockchain will disrupt your business. CIO. Sep 5, 2016