По данным анализа, количество атак увеличилось на 17% в сравнении с I кварталом 2020 года, а относительно IV квартала 2020 года прирост составил 1,2%. При этом 77% атак были целенаправленными, а инциденты с частными лицами составили лишь 12% от числа всех инцидентов. Чаще всего злоумышленники атаковали госучреждения, промышленность и организации в сфере науки и образования. Как отмечают в Positive Technologies, главными целями злоумышленников являются персональные и учетные данные, а при атаках на организации к ним добавляется еще и коммерческая тайна.
В исследовании говорится, что программы-вымогатели остаются самым распространенным вредоносным ПО. Их доля среди прочих инструментов, применяемых в атаках на организации, увеличилась на семь процентных пунктов в сравнении с IV кварталом 2020 года и составляет 63%. Эксперты также отметили появление новых шифровальщиков, например Cring, Humble и Vovalex. При этом сообщается об активности шифровальщика WannaCry, громко заявившего о себе в 2017 году.
Разработчики вредоносного ПО продолжают искать новые способы обхода средств защиты. Для этого они используют, к примеру, редкие языки программирования. Некоторые злоумышленники дополняют свои инструменты функциями, стирающими следы вредоносной активности.
По данным исследования, суммы выкупа, требуемые операторами программ-вымогателей, продолжают расти, а из-за того, что некоторые компании отказываются от уплаты выкупа, злоумышленники изобретают новые тактики вымогательства: например, если компания не собирается платить, преступники угрожают сообщить о факте атаки и об украденных данных ее клиентам: по замыслу преступников, клиенты смогут повлиять на компанию и заставить ее заплатить — чтобы не допустить разглашения своих данных.
Все больше злоумышленников разрабатывают свое ПО для проведения атак на среды виртуализации, а некоторые пытаются активно эксплуатировать уже найденные уязвимости в ПО для развертывания виртуальной инфраструктуры. Прежде всего, эксперты связывают это с глобальным процессом переноса ИТ-инфраструктуры компаний в виртуальную среду.