Вестник цифровой трансформации

Цифровая платформа МСП: барометр бизнеса в России
Цифровая платформа МСП: барометр бизнеса в России

Александр Исаевич: «Было важно сделать результаты аналитики наглядными, не скучными и визуально привлекательными. Следовало максимально упростить работу с сервисом для самых разных категорий пользователей»


11:44 10.03.2022 (обновлено: 14:45 10.03.2022)  |  Николай Смирнов | 408 просмотров



Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП, – о реализации сервиса «Статистика бизнеса в России». Его данные призваны помочь принятию решений как конкретными предприятиями, так и на государственном уровне, а для широкой общественности представляют окно в мир официальных данных о бизнесе.

Цифровая платформа МСП – это государственная платформа поддержки предпринимателей, разработанная Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России и запущена в тестовом режиме в начале 2022 года. Она объединяет региональные меры поддержки, банковские сервисы, программы обучения и статистику для бизнеса. «Статистика бизнеса в России» – один из важнейших сервисов, представленных на платформе. Его данные призваны помочь принятию решений как конкретными предприятиями, так и на государственном уровне, а для широкой общественности представляют окно в мир официальных данных о бизнесе. О задачах реализации этого проекта и его роли рассказывает Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП.

— Какова история создания сервиса «Статистика бизнеса в России»? Как и почему он появился, ради чего всё это?

Анализ состояния бизнеса и делового климата в стране – один из важнейших государственных приоритетов. Массивы данных, которые подлежат анализу на федеральном уровне, огромны, они имеют много уровней «глубины» и сосредоточены в различных источниках и ведомствах. Единого инструмента их мониторинга до настоящего момента не существовало. Одна из целей создания «Цифровой платформы МСП», на которой представлен сервис «Статистика бизнеса в России», как раз состоит в том, чтобы наладить межведомственное взаимодействие на федеральном уровне и создать «единую точку входа» для получения предпринимателями услуг, мер поддержки, знаний и информации.

При старте разработки платформы в 2021 году мы поняли, что она также может и должна стать первым и универсальным «барометром» бизнеса. В частности, ее задача – бесшовно собирать и отражать статистические данные из различных официальных источников в одном месте в режиме реального времени. И не менее важно открывать к ним доступ для всех заинтересованных сторон, в том числе, самому бизнесу.

— Что он собой представляет?

Для государственных ведомств и предпринимателей «Статистика бизнеса в России» – это единый цифровой дашборд ключевых показателей развития малого и среднего бизнеса и самозанятости в России, призванный повысить прозрачность и скорость принятия стратегических решений на всех уровнях: как в масштабах страны в целом, так и внутри конкретного бизнеса. Для широкой общественности она призвана выступить источником данных о бизнесе, которые представлены не только открыто, но и наглядно, с пояснениями и интерактивной визуализацией данных.

— На кого ориентирован сервис и кому может быть полезен?

«Статистика бизнеса в России» будет полезна предпринимателям, которые хотят быть в курсе ключевых финансовых показателей в регионе присутствия и рыночном сегменте или планируют расширить географию своего бизнеса. Сервис также расширяет возможности цифровизации и data-driven подхода в государственном управлении – в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса в регионах страны. Кроме того, он призван выступить источником актуальных данных для СМИ.

На главной странице Цифровой платформы МСП можно ознакомиться с ключевыми агрегированными данными на актуальную дату: общий оборот бизнеса в России в денежном выражении (включая, крупный, средний, малый и микро-бизнес), отдельно – оборот сегмента МСБ, а также количество зарегистрированных малых и средних предприятий в стране и самозанятых специалистов.

На странице самого сервиса «Статистика бизнеса в России» в открытом доступе представлены обезличенные данные о динамике выручки МСП, среднем чеке, количестве зарегистрированных финансово активных юридических лиц и числе контрольно-кассовых аппаратов, начиная с 2019 года, в отраслевом и региональном разрезе.

После регистрации на цифровой платформе предпринимателям доступны данные по конкретным ОКВЭД в разрезе страны в целом, отдельного округа или региона – в сравнении по разным показателям, а также динамике.

— Какие данные и платформы используются?

Сервис агрегирует и обрабатывает массивы как открытых, так и закрытых из официальных источников – государственных министерств и ведомств, таких как ФНС, Росстат, Минэкономразвития, Банк России и др.

Для предоставления актуальной, регулярно обновляемой статистики сервис ежедневно обрабатывает порядка 1,7 млн строк данных, получаемых из официальных источников, или около 625 млн строк данных в год. По состоянию на февраль 2022 года осуществляется обработка и агрегация порядка 2 млрд строк данных, доступных с 2019 года.

Одной из используемых технологий для обработки данных выступает аналитическая платформа Visiology. Кстати, при разработке сервиса «Статистика бизнеса в России» производительность ядра платформы Visiology – in-memory СУБД ViQube – была значительно увеличена, что позволило повысить скорость выполнения аналитических запросов на 40%. Основным подрядчиком по разработке и поддержке сервиса выступает компания Notamedia.

— Что в реализации проекта было самым сложным?

Во-первых, требовалось научиться агрегировать, стандартизировать и анализировать большие объемы межведомственных данных. Во-вторых, было важно сделать результаты такой аналитики наглядными, не скучными и визуально привлекательными. Наконец, следовало максимально упростить работу с сервисом для самых разных категорий пользователей. Отсюда и основные вызовы: не только «подружить» сами данные между собой, но и их объемы со скоростью обработки, «красотой» и простотой для пользователя.

— Что является главной «фишкой» платформы?

Отдельного внимания заслуживает интерактивная визуализация данных. Показатели не только представляются в виде наглядных дашбордов, тепловых карт, сравнительных таблиц и графиков трендов. Гораздо важнее, что они позволяют пользователю в интерактивном режиме взаимодействовать с картой, устанавливать гибкие фильтры, отслеживать данные в сравнении и динамике в режиме реального времени. Фильтры, выбранные в любом из разделов, применятся к дашборду в целом, чтобы ускорить и упростить получение данных.

— Каких результатов удалось достичь?

На текущий момент сервисом «Статистика бизнеса в России» воспользовались более 12,5 тыс. раз. Ожидается, что в течение года этот показатель возрастет как минимум впятеро.

Кроме того, предусматривается план развития сервиса, повышения объема доступных данных, подходов к их анализу и представлению для повышения удобства пользователей.

— В чем роль проекта для рынка, его социальная значимость?

Это единственный на сегодняшний день сервис, наглядно отражающий состояние предпринимательства в стране на федеральном и региональном уровнях — онлайн, в удобной форме и в режиме реального времени. По сути, это интерактивный цифровой дашборд ключевых показателей развития малого и среднего бизнеса и самозанятости в России. Он полезен предпринимателям, которые хотят принимать решения, основываясь на регулярно обновляемых данных в конкретной отрасли или регионах присутствия. Он позволяет отслеживать динамику ключевых показателей малого и среднего бизнеса как на федеральном уровне, так и в разрезе отдельных округов, регионов и отраслей, чтобы оперативно принимать решения о необходимых мерах поддержки и реагирования. Фактически, речь идет о data-driven подходе в масштабах страны.

— Каким вы видите будущее сервиса, его направления развития?

Уже предусмотрен план развития сервиса до 2025 года. Ближайшие шаги – продолжать подключать новые источники данных: ФНС России и другие ведомства, региональные институты, финансовые организации, системы централизованного сбора открытых данных и др. Кроме того, мы продолжим улучшать возможности для сопоставления и обработки агрегированных данных и детализации дашбордов.

Еще одна важная задача – UX-аналитика использования сервиса и получение обратной связи от пользователей. Мы хотим понимать, какие данные, в каком разрезе и ключе наиболее ценны предпринимателям и другим аудиториям, как сделать сервис удобнее и проще с точки зрения «пути пользователя» – напрямую из первых рук, а не только основываясь на собственных представлениях.

 

Теги: Data Award